Майор Вихрь (zabriski) wrote,
Майор Вихрь
zabriski

прости любимого

*
Шанкан или Шансон вёрсус кантри, как заказывали.

кросспост в rusam_culture

Я хорошо отношусь к шансону. Да, и к Майклу Джексону, и к Фредди Мёркюри, и к Леониду Агутину, и к шансону.

Потому что был у меня товарищ, ныне покойный, я даже как-то про него у себя писала.
Он был человек-музыкант и человек-вокал. Однако странно так сложились у него обстоятельства, что он многие годы, пока не умер, практически, провёл среди шансона, никакого отношения к нему не имея. Он вообще был мальчиком из приличной семьи и жил в ЦэКовских домах. Просто в 90-е в шансоне платили. Вот и все дела. За год до смерти он стал писать, наконец, то, что хотел, никакого шансона там не было и в помине. Но остался в помине он сам, умер в 40 лет.
Было время, когда он брал меня на шансонные концерты-сборники, поэтому я с большим терпением и пониманием отношусь к такой музыке. Тогда, помнится, впервые услышала, к примеру, Трофима. (видеоряд не оцениваю)



Удивилась ещё, надо же, что он тут делает. Это потому что я тогда думала, что шансон – это непременно про мальчонку-жигана, у которого мамка спилась и пошла по дорогам, а он-безотцовщина стал воровать ради любимой девчонки в платьице белом и сделал первую ходку по малолетке. Были там, конечно, просто низкопробные графоманы от дворовой музыки, но и на них находился «пипл», понятное дело. А что Трофим-то? Чем уж так велик? И почему Трофим, там много и других. Ну, потому что он был первым, кто меня заставил присмотреться и прислушаться. Я радио-шансон, скорее всего, и не включу сама, но иногда поймаешь частника, а у него в прокуренной девятке как раз шансон и играет, он спросит: поменять волну? А я отвечу: не надо.

Песня, кстати, может получиться. Фишка есть.

Там не все Бандерлогины-Бачковские. Только не будем путать шансон и блатняк, как говорится. Отделить шансон от блатняка, кстати, проще, чем отделить шансон от бардов. Кто едет за туманном и за запахом тайги? Турист? КПСшник? У кого, в конце концов, адрес-не-дом-и-не-улица? А вы говорите.

В нащем шансоне, то есть, примем, как данность, что мы все поняли, что это такое, много души, рваных сердец, белых берёзок, друзей, врагов, водочки с шашлычками и разных городов, с лебедями, голубями, звёздами и прудами. Чем плохо? Но если шансон поёт про любовь, то в хорошей песне это «в доме не наточены ножи» а в плохой – я тебе подарю белую метелицу. А это такой уровень попадания или не попадания, что жанр тут уже не важен.

Ну, а о том, как СМИ умело формируют вкусы и направления в музыке, можно посмотреть вот тут:



Низкопробный шансон вы услышите на Брайтоне в русском ресторане. Кто платит, тот и заказывает музыку. Впрочем, там услышите всякий. «Пой, певица, в долларовом кабаке». Ужасно, хотя типа «жизненно», для них, для музыкантов-троечников. У шансона троечная аудитория, и ей такое нравится. У шансона аудитория блатняка, и она, эта аудитория, состоящая в основном из малограмотных эпилептоидов (не путать с эпилептиками) и неустойчивых типов, платя хорошие деньги и выбирая то, что ближе и проще, стягивает шансон в свою воронку, как муравьиный лев. Более крупнокалиберные туда, в эту воронку, не «пролазят», и остаются на поверхности, успешно, хоть пускай и не гениально. Стоит, конечно, отметить, что какой уж там в блатняке, но даже и в шансоне, общий уровень музыкальности чрезвычайно низок, и если что и можно слушать, то слова, да и то, не столько одухотворённые и поэтичные, сколько понятные и близкие, ежедневные.

Вот, может, разве ежедневностью я прислоню друг к другу шансон и кантри.

Ах, какая женщина, жаль, что не со мною

Выдумать, чтоб самому себе завидовать, что ты такая у меня

Я считаю, это гениально. И белый лебедь на пруду, качающий павшую звезду. А вот владимирский централ-ветер-северный – это не гениально. Это узкоспециальнозлободневно. Ну, слава богу, не для всех, но уж тех, кому в самом деле пришлось, почеснаку вставляет. Хотя, учитывая количество безвинно павших и безвинно севших, почти для всех становится злободневным. Опять смыкаются ряды блатняка и шансона, а посередине гвоздик, в виде, как ни странно, Высоцкого, который в дворовой манере пел про всё и рифмовал, как бог, а не «была зима, а ты ушла».

А ну тебя, проклятую, с твоею верной клятвою
О том, что будешь ждать меня ты долгие года
А ну тебя, патлатую, тебя саму и мать твою
Прощайте ради бога, я уехал навсегда.


Ну? Гениально! Шансон? Нет? А что? Авторская песня, к примеру. Хорошо. А чем вам Трофим не авторская песня? А чем Митяев не шансон?



Что женщины делают в шансоне – ну совсем мне не понятно. Даже имена не буду называть, какие-то всё ларёчно-кабачного окраса. Бог с ними. Если кто-то знает интересную шансонистку, то расскажите, интересно.

Вот она, девочка в стиле шансон, и это – ужасно.



А вот другая, тьфу-тьфу, чур меня.



И всё же, нельзя заканчивать разговор о российском (не русском, а российском!!) шансоне на таких диких петухах, как эти две перелётные птицы в безысходной тоске.
Закончу жизнеутверждающим аккордом. (Задала себе задачу, ведь его у меня ещё нет.)

Ну, даже не знаю.
Вот, пожалуй.



Хорошо, что это не курсовая, и я могу себе позволить уклониться от объятий заданной темы.

Знаете, я совсем не хочу говорить про кантри. Простите меня. При намечающихся каких-то аналогиях между кантри и шансоном всё же российский шансон так же далёк от кантри, как сельская героиня Мэрил Стрип в « Мостах округа Мэдисон» от наших селянок 60-х годов. Как Сталинградская битва от второго фронта. Как посевы американской кукурузы от посевов кукурузы в Подмосковье. Как американская тюрьма, в конце концов, от тюрьмы российской, где нельзя онлайн заказать корешу новую пару носок, зубную пасту или бутылку колы. Надстройка может совпадать, но базис всё равно разный. Они не знают, что такое северные ветры и снега километры, жить по понятиям, лихие девяностые и яблоки на снегу. А мы не знаем, что такое пресловутый трак, припаркованный на драйввэе, лошади на ферме, честный шериф или бутылка бадвайзера в баре. То есть, что такое бадвайзер, мы, конечно, знаем, но разве это серьёзно? У нас цену хереса знает каждый ребёнок. А у них молодые люди до 21 года в вино-водочный магазин САМИ не заходят, у меня же, с сединой на висках, продавцы проникновенно спрашивают айди. Вот этим мы от них и отличаемся. А помятуя о сверхзадаче данного поста, вот этим отличается их кантри от нашего шансона.
Tags: мелодии и ритмы, мой зал отечественной музыкальной славы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments