Майор Вихрь (zabriski) wrote,
Майор Вихрь
zabriski

беспредметное

*

Был у нас такой предмет в институте... И, да, в институте, не в академии ни в какой, и не в университете. Сейчас он уже университет. Гигантомания кухаркиных детей.

Так вот, у нас в институте, предмет назывался "теоретическая грамматика". И был он совершенно инфернальным, особенно по сравнению, в общем-то, со всем остальным, разве что, кроме второго языка. Про второй язык -отдельно. Ничего особенного, прямо скажем, не было в остальных уроках. Тупой скучный идеологический минимум. Научный атеизм. Фонетика. Лексикология. Страноведение. Методика. Языкознание. ...
Всё постижимо.
Кроме этой теорграмматики.

Главное - это то, что нам не сказали, зачем на нужна. Или сказали, может, я пропустила? Но как-то объяснения друг у друга, зачем это нужно знать, мы никогда не находили.

Теоретическая грамматика представляла из себя две лекции в неделю по полтора часа... на английском языке. С третьего курса, если я не ошибаюсь. На английском. Языке. На том, языке, которым не вполне овладел, лекция о том, как не надо и надо в этом самом языке делать. И почему.

Поскольку я плохо умею читать чужой почерк, я на эти лекции ходила. Быстро строчила вслед за преподом у себя в тетрадке, своим почерком. Как Володя быстро под гору летел. Иногда даже в каком-то трансе, потому что было очень быстро. Я-то пришла в институт уже с каким-никаким английским, а как это выдерживали честные периферийные девочки - ума не приложу.

Может, именно тот факт, что я ходила и писала сама, когда-то сослужил мне службу. Лично мне.

На пятом курсе сдаём мы эту, так и неясно, зачем в нас вдавливаемую, теорграмматику, и - ррраааз! - у всей группы банан. Второй раз - у всех банан. Катастрофа. Третий раз - у меня три, у кого что. А у одной снова двойка. И её на отчисление.

Да как так можно, из-за "какой-то там", "никому не нужной" грамматики!.. И отчислили. С пятого курса.

Позже, когда я всё же стала преподавать, пускай и частным образом (кто пошёл на курсы, кто переводить, кто в Интурист, кто по дерипаскам, кто замуж), я поняла, о, как я поняла, зачем нужна была эта самая теорграмматика. Потому что, строго говоря, без неё вообще нет никакого понимания языка. Без неё есть язык, как средство коммуникации, но никак не филология в учёном смысле. И ты можешь заниматься "свободной вариативностью на сегментном уровне" в фонетике, это у меня был такой диплом, или анализом литературных произведений, или переводом, но если не знаешь ты этой теорграмматики, что ты просто ремесленник и тактик. А если знаешь, то стратег.

Почему так неопределённо и неубедительно нам рассказали о смысле её, почему мы до самого выпуска не знали, зачем эти мучения, так и неясно. Упущение или проверка на вшивость. Зато потом, не знаю, как остальные, а я точно поняла, что не зря выучивала эти какие-то тогда совершенно неведомые плюсквамперфекты (а сейчас даже и не понятно, что там могло быть не понятно). Помню и удивление своё, когда ученик вдруг спрашивал, почему тут какой-нить хэв или зачем тут какой-нить инг, и ты вдруг чувствуешь, что совершенно в состоянии разложить на атомы и показать, откуда где какие бины и шуды.

И, конечно, да, с пятого курса, раз студентка, будущая преподавательница, ничего не соображает, то только гнать. Если, особенно, родители не при делах, а когда родители были при делах, удерживали до диплома феерических дубин, которые, впрочем, часто потом сразу замуж за мгимошника и рожать или в загранкмандировку. А что ещё делать? Декан, прожжённая лидьлексеевна, хорошо знала, у кого кто при делах или нет. Многими скубентами распоряжалась в рамках своей надобности, а позже это номенклатурно-идеологическое правило буравчика было применено и к ней, о чём я говорила, но вы, как обычно, ни черта не помните.

Не было у нашей согруппницы, судя по всему, никаких нужных родителей, и вылетела она с последнего курса. Потом, кажется, всё же куда-то пристроилась. Но хорошо, если не стала преподавательницей. Это после таких из школы выходят с "хау мач воч" и прочим "фо хум хау". Ничего не помнят, не понимают, презирают и боятся английского, потому что учительница сама стояла блеяла и не понимала, что сначала, а что потом.

Я, в том числе, преподаю по скайпу. Я хорошо преподаю, и по скайпу, и без, потому что мне ужасно нравится, как шевелится это теорграмматическое знание у меня в мозгу, как он, мозг, посылает правильные импульсы в нужное время, как оно, знание, упрощает ненужные терминологические завалы и располагает к тому, чтобы не бояться и не скучать.

Ту тикетс ту Даблин. - Куда, блин? - Туда, блин!
Tags: былое и думы, ликбез, лингвистическое, образовательное, профессии, я
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments